20.08.2019
В рамках исследования оценивалась эффективность внедрения передовых технологий в сельское хозяйство, в рамках реализации одного из национальных проектов. Критериями для оценки послужили участие в пилотных проектах, централизация управленческих решений, применение современных технологий и др.
05.08.2019
В конце июля глава Кубани провел совещание, центральными темами которого стали два проекта в сфере АПК. Одной из них был проект по экспорту продукции АПК.
23.07.2019
Мероприятие под названием «Золотые крылья-2019» пройдет 27.07.2019 на специализированном аэродроме «Северская». Его организовывают Фонд содействия развитию сельского хозяйства и Росавиация.

Ставка на глубокую переработку: перспективы кубанского экспорта

Фото: Ляйля Гимадеева, Коммерсантъ

Ставка на глубокую переработку

В прошлом году сельхозпроизводители края экспортировали своей продукции на сумму в 2,2 млрд. долларов США в более 130 стран мира. Это примерно треть всего экспорта Кубани. Большую часть проданной за рубеж продукции АПК составляют зерновые (примерно 70 %). В структуре сельскохозяйственного экспорта переработанные товары занимают только пятую часть.

Краснодарские власти признают необходимость диверсификации экспорта в сфере АПК. Программа развития края предусматривает увеличение доли товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта. Производители готовы наращивать объемы. В перспективе за 6 лет планируется увеличить продажи за рубеж до суммы в 3,8 млрд. долларов в год, потенциал роста есть у производителей сахара, муки, круп и масел. Уже в этом году запланировано увеличение экспорта сельхозпродукции на 100 млн. долларов.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что выделить в отдельное направление экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью проблематично по той простой причине, что отдельной статистики по этому показателю не ведется. В выступлениях главы региона и его заместителя, речь скорее идет о глубокой переработки зерновой и мясомолочной продукции.

Однако с экспортом переработанной продукции возникают некоторые проблемы. В первую очередь это повышение цен на зерно внутри страны. Реальность такова, что переработанное в муку или крупы зерно становиться достаточно дорогим, что существенно снижает возможности экспорта. Например, один из Кубанских хлебокомбинатов пробовал наладить канал поставки муки в Китай, но из-за роста цен сотрудничество прекратилось.

Специалисты отмечают и другие внутристрановые проблемы, препятствующие наращиванию экспорта переработанной продукции - сложности с кредитованием, малая эффективность управленческих решений, недостаток инвестиций и т. д.

Свою лепту вносят и конкуренты. Украинские производители муки и круп занимаются демпингом, а у турецких компаний эффективнее логистика, развитая система производства муки - эта страна импортирует российское зерно, а затем занимается его переработкой для насыщения региона своей продукцией.

Вполне возможно, что выходом из ситуации может стать поставка в другие страны зерна, а затем наладка перерабатывающих мощностей уже внутри страны-импортера.

Вместе с тем, краснодарские производители муки рассматривают варианты сотрудничества с КНР. Они отмечают, что китайские партнеры досконально просчитывают все варианты поставок, в целях большей экономии средств. В настоящее время рассматривается возможность замены сухопутного логистического пути на морской. Возможно после наладки этой схемы доставки продукция будет поступать на экспорт быстрее и станет дешевле.

Отдельно стоит выделить ситуацию, которая складывается с экспортом масел и жиров. Кубанские производители продали за рубеж продукции на почти 7 млрд. долларов. Это четверть от общероссийского экспорта в сфере АПК. Спросом пользуется российское нерафинированное масло, которого поставили по международным контрактам почти 1,4 млн. тонн. Производители готовы увеличивать объемы экспорта, но и на этом рынке существуют различные препятствия. Негативно сказываются на наращивании продаж демпинг отдельных стран, санкции и квоты по линии ВТО. На выполнение контрактов по поставкам масел влияют и ввозные пошлины. Например, российским производителям пришлось пойти на снижение объемов экспорта в Турцию (первое место все равно удержали) именно из-за изменчивости законодательства этой страны в области таможенного регулирования. Несмотря на различные преграды и проблемы общий объем экспорта масло-жировой продукции кубанских производителей за год вырос почти на четверть.

Интересно складывается ситуация с экспортом винодельческой продукции. По словам представителей этой отрасли произведенной продукции недостаточно даже для внутреннего рынка, однако около 3 % (больше 300 тыс. декалитров) отправляется за пределы России. Такие поставки нередко убыточны из-за различных нюансов логистики и ценовой политики, но необходимы для поднятия престижа кубанских вин для российского потребителя.

Вместе с тем, виноделы отмечают значительный интерес к своей продукции у зарубежных покупателей. 2018 год принес в копилку кубанских производителей вин 80 наград различных международных выставок. В прошлом году 18 виноделен представили свою продукцию на выставке в Берлине, результатом чего стало соглашение об открытии в Германии постоянно действующего выставочного павильона с российскими винами.

Заключены контракты на поставку винодельческой продукции в Бельгию. Эта страна импортировала 9 тыс. бутылок. Бельгийская сторона высоко оценила качество кубанской продукции - уже есть договоренности о продажах в рестораны, отмеченные мишленовскими звездами. Отдельные надежды кубанские виноделы возлагают на поставки в Китай. Так на одном из предприятий отрасли сообщили, что за прошлый год экспорт вина в эту страну практически утроился. Китайский рынок динамично развивается и готов принять практически любые объемы винодельческой продукции. Поспособствовать развитию сотрудничества должна наладка логистической цепочки до конечного потребителя в Китае, сокращение до 2 недель сроков доставки и использование для перевозки продукции вагонов со специальными температурными режимами. Кубанские виноделы готовы наращивать объемы экспорта. В настоящее время продажи в другие страны занимают малую часть от производимой ими продукции. Основными потребителями остаются российские покупатели.